YEAR: 2001 STYLE: Progressive Rock/ Kraut Rock FORMAT: WV (Image + Log + Cue + Scans + 5% Recovery) SIZE: 261 Mb COUNTRY: Germany
1. Off (5:03)
2. Dym (9:55)
3. Zwieback (6:35)
4. Bandeins Swingklar (9:20)
5. Golden Lake (8:17)
6. Gruff (11:10)
7. Hydrat (6:30)
8. Ganus Abgelaufen (15:11)
The Band:
— Dirk Bittner / vocals, voices, guitar, drums, samples, Leslie, bass,
vocoder, Rhodes, synthesizer
— Dirk Jan Müller / hammond, farfisa, Rhodes, synths, samples, Leslie,
tapes, loops, Mellotron, beatbox
— Tom Rückwald / bass
— Eric Karow / drums, trash percussion Wie Kraut und Ruben” – говорят немцы, подразумевая, что все идет «как
попало», «как бог на душу положит», «вперемешку». Слово "kraut” в
немецком языке – это практически все, что угодно: и «креветки с
крабами», и «сорняки, да ботва», и «овощи», и «капуста», и «зелье», и
«пряности», и «табак»… Острые на словцо англичане так называли квашеную
капусту, а заодно и любивших сей продукт немцев. В конце 60-х с подачи
тех же англичан-зубоскалов – а не немцев, как принято считать – музыку
хиппи-коммун из Германии стали называть с сильной долей иронии
«фриц-рок» или, если придерживаться музыковедческого лоска, «краут-рок».
«Хорошо будет смеяться тот, кто будет смеяться последним», – говаривал
француз Жан-Пьер Флориан. Если поначалу «фриц-роком» называли почти все,
что выходило из немецкого андеграунда, то уже к середине 70-х под
«краутом» стали понимать совершенно конкретное направление в музыке на
стыке психоделик-арт-рока и спэйс-грув-электроники. Более того, в
какой-то момент немецкий «краут» дал очень ощутимый толчок дальнейшему
развитию музыки и даже предвосхитил появление новых направлений, в
частности «пост-панка» и «пост-рока».
Итак, Krautrock From Hell – долгожданный новый студийный альбом
новаторов и заслуженных передовиков германского «нео-краута» ELECTRIC
ORANGE из старинного города Аахен в Северной Рейн-Вестфалии. Записывался
и продюсировался с ноября 2008 по октябрь 2009 года креативным тандемом
«дабл-Ди» – Dirk Bittner (гитара, голос, перкуссия, сэмплер) и Dirk Jan
Muller (орган, синтезатор, фортепьяно, меллотрон, сэмплер) – с
действующими партнерами в лице Tom Ruckwald (бас), Josef Ahns (гитара,
флейта) и George Monheim (ударные, перкуссия). Мастерился легендарным
музыкантом и продюсером Joachim Ehrig (он же EROC, основатель группы
GROBSCHNITT). В январе 2010-го увидел свет на австрийском рекорд-лейбле
Sulatron… «Раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение
ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично и без наивности», –
писал Умберто Эко о постмодернизме. Феномен этого явления связан, прежде
всего, с реакцией думающих и творящих индивидов на кризис идей
модернистской исторической эпохи, а также на так называемую смерть
супероснований («прогресса», «разума», «Бога», «Автора», «Человека» и
т.д.). Постмодернизм означает отход от экстремизма и нигилизма
нео-авангарда, частичный возврат к традициям, придание игровой формы
тому, что открыто для понимания лишь немногим, нивелирование различия
между массовым и элитарным искусством. Культивируя симбиоз андеграундной
и массовой музыки, «краут-рок» 70-х (в отличие от «фриц-рока» вообще)
был явлением специфически постмодернистским. Таковым он, судя по альбому
Krautrock From Hell, и остался сорок лет спустя. ELECTRIC ORANGE
никогда не делали ничего нового: вся их музыка, любой их альбом – это
всего лишь ироничное и доброе переосмысление немецкой
«шестидесятнической» и «семидесятнической» музыки, всего лишь следование
постмодернистским заповедям краута, но каждый раз с новыми акцентами, с
новой (по Чарльзу Дженксу) ролевой функцией «коммуникативной
архитектуры» для слушателя. В контексте постмодернизма «Краут-рок из
Преисподней» – работа «нарративная», т.е. ее смысл рождается
непосредственно в контексте изложения, имманентно связанного с
интерпретацией (или, как писал Барт, ее «действие разворачивается ради
самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность… вне
какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой»)… Ну и
хватит, пожалуй, теоретизации. На альбоме шесть инструментальных
композиций и одна условно-песенная с англоязычной лирикой. Это
парад-алле футуристических монстр-грувов, театральная феерия на тему
аристократизма аналоговых клавишных дивайсов с постоянно меняющимися
тембровыми декорациями, костюмированный бал саунд-эффектов, атмосферных
флуктуаций и сэмплов, половецкие пляски гитарного фрика, в котором там и
сям прозвучит простая до слезы умиления мелодия. Звучание четкое,
подтянутое, подчеркнуто коллективистское, без исполнительских вольностей
и самолюбований отдельных участников, в строгом соответствии с
генеральной установкой главных архитекторов D.Bittner и D.Muller
(«дабл-Ди»). Стряхнув оцепенение от 25-минутного путешествия по
сумрачным лабиринтам скай-фай-хоррор-эпика "Neuronomicon” и наблюдая за
медленным рождением причудливых форм из жутковатой бездны завершающего
15-минутного электроакустического саунд-скейпа "Wurmloch”, понимаешь,
что ELECTRIC ORANGE – не просто хорошая, а великая немецкая группа. Их
Krautrock From Hell – шедевр музыки современного андеграунда, в который
нужно бросаться как в омут, оставляя на берегу грудой бесполезного хлама
весь свой скорбный опыт прошлого познания… или не прикасаться к альбому
вообще… http://www.raig.ru
It's been a few years but Electric Orange is back with more of their
classic cosmic Krautrock, though this time with a bit of a twist on some
tracks. The band still includes mainstays Dirk Jan Mьeller on Hammond,
Farfisa, Rhodes, Mellotron, synths, samples, and loops, and Dirk Bittner
on guitar, bass, drums, samples, rhodes, synths, and vocals, and are
joined on Abgelaufen! by Tom Rьckwald on bass, and Eric Karow on drums
and percussion.
"Off" opens the set full force. God I love that organ!! It's a heavy
rocking tune with healthy doses of funk and soul, but with firm
Krautrock and psychedelic roots. Imagine the Spencer Davis Group and Sly
and the Family Stone with full in-yer-face Hammond and tripped out
funky guitar. "Zwiestьck" features funky rhythms and spacey keyboards
that remind me a lot of Can, and Bittner's vocal style sounding like
Damo adds to that feel. "Hydrat" includes similar rhythms, but is more
overtly space rocking, even sounding a little like Farflung.
"Dym" is one of the highlight tracks, opening with a riff that
reminds me of an Iggy Pop song I can't remember the title of (Calling
Sister Midnight?). But I shouldn't confuse you because this isn't garage
punk Iggy music. The music is very dark, and has a strong progressive
chamber rock edge, but also has a spacey exploratory feel. The band make
good use of the track's 10 minute length, evolving through multiple
thematic passages, some being somewhat experimental sci fi/horror movie
styled. Lots of cool crazed voices. But it also brings to mind a more
space electronic version version of Univers Zero if you can picture
that. Definitely a track that requires multiple listens to really tune
into. "Bandeins Swingklar" is similar to "Dym", being dark and highly
thematic, with lots of spacey elements and a parade of varied sounds,
plus a careful measured use of percussion. The music moves along slowly
but, like "Dym", the music reveals more of it's subtleties with each
subsequent listen.
"Golden Lake" is another standout with a deep head-throbbing bass,
Phantom of the Opera organ, and bits of trippy guitar that lay the
foundation for this somewhat psychedelic gothic song. I really like the
orchestral Mellotron background accompanied by pounding tribal drums,
quietly swirling synths, and alternately acidic and ethereal guitar.
"Gruff" is similar, but the synths are much more in the forefront and
there's a narration by an efx'd robotic voice. Finally, "Ganus
Abgelaufen" builds very slowly over it's 15 minutes length (the longest
track on the disc), working its way through subtle space jams that
meander through a dark cosmic tunnel, gradually growing in intensity,
the pace never exceeding a drugged but deliberate crawl.
In summary, Abgelaufen! is a strong return for Electric Orange.
There's plenty to satisfy their long-time Krautrock fans, having left
all traces of the dance elements behind, but also delves into
progressive rock realms. And, as we discover in the interview below,
both Dirk Jan Mьeller and Dirk Bittner have been plenty busy with a
variety of musical projects over the past few years. http://www.aural-innovations.com
HOTFILE:
|