Главная » 2010»Август»1 » 2 августа 1933 года в СССР открыт Беломоро-Балтийский канал ...
10:50
2 августа 1933 года в СССР открыт Беломоро-Балтийский канал ...
2 августа 1933 года открылся Беломорско-Балтийский канал имени
Сталина. Канал соединил Белое море (у города Беломорска) с Онежским
озером. Длина канала 227 км, средняя глубина 5 метров. Установлено 19
шлюзов.
На канале постоянно работали 100 тысяч заключенны. Смертность была
высокой, но число работающих не убывало: на стройку постоянно прибывало
пополнение. Главным средством воздействия на строителей стала
«котловка» — неравное питание: чем меньше заключенный вырабатывал, тем
меньше он получал пищи. Паек заключенного-строителя составляли буханка
хлеба и баланда из мороженой рыбы. Впоследствии такой метод стал нормой
во всех лагерях ГУЛАГа.
В это время в СССР шло массовое раскулачивание, так что проблем с
дармовой рабочей силой администрация Беломорканала не испытывала. Тем
более что подрядчиком строительства являлось ОГПУ. За 20 месяцев
заключенные («каналоармейцы»), надрываясь, проложили 227-километровое
русло от Белого моря до Онежского озера, причем 37 «искусственных»
километров канала были прорыты практически вручную. Таким же нехитрым
способом сооружались 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водопусков.
Тысячи беломорских рабов нашли свою смерть на этой «великой стройке
коммунизма!». А Максим Горький, Алексей Толстой, Валентин Катаев и
десятки других знатоков человеческих душ, посещавших «Беломорстрой»,
окрестили это организованное убийство высокопарным словом «перековка».
Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве».
После того как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на
Лубянку, поместили в несравненно лучшие условия и дали работу по
специальности, они, естественно, воспылали энтузиазмом. Так было
создано «Особое конструкторское бюро», которое позже переехало в
Медвежьегорск (тогда — Медвежью Гору).
Заключённые на строительстве Беломорканала.
Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные
(указание Сталина было — «быстро и дешево»), рельеф и природные условия
— тяжелейшие, строительных материалов — стали, цемента — поблизости
нет. Из двух вариантов маршрута — восточного (через озеро Выг) и
западного (через Сегозеро, реки Сегежу и Кумсу) — остановились на
первом, как менее многоводном: на нем можно было строить меньше дамб.
Дальше инженерам пришлось включить всю свою фантазию,
изобретательность и даже знание старинных приемов. Главными
строительными материалами стали дерево, камень и песок…
Через горнило строительства было пропущено 126 тысяч человек.
Согласно официальным данным, всего за время строительства (1931—1933
г.) в БелБалтЛаге умерло 10 936 заключённых. По другим данным на
строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек. Гробов умершим
не полагалось. Hе полагалось указывать в документах и место
захоронения. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы
канала…
Урочище Сандармох. Карелия. Здесь раньше находился песчаный карьер Беломоро-Балтийского канала... Фото Ю.Дмитриева.
Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на
север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди них и
уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по
пресловутой 58-й статье.
Так как уголовники никогда раньше не работали, всякую работу
презирали и трудиться не умели, вполне можно предположить, что основной
груз строительства лег на крестьян. Они были самыми работящими, умелыми
и — в те времена — самыми многочисленными среди репрессированных.
Среди «каналоармейцев» были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые — Лосев, Лихачев...
В конце августа 1933 года по Беломорканалу совершили прогулку на
пароходе советские писатели во главе с Максимом Горьким. Результатом
этой поездки стала пафосная книга , вышедшая в 1934 году
«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», где воспевалось
перевоспитание заключенных работниками ОГПУ.
Этот своеобразный путеводитель по «Беломорстройлагу» написали три
десятка лучших писателей Советского Союза, а редактором его был сам
Максим Горький.
Максим Горький и Генрих Ягода.
Советская пропаганда решила не просто представить труд десятков
тысяч заключенных в виде порыва энтузиазма, а еще и воспеть его устами,
точнее перьями, самых знатных из писателей. Причем, среди авторов
очерков, вошедших в сей труд, было немало людей, которых у нас
изображают если не противниками сталинизма, то, как минимум, в душе не
приемлющими его.
А список из тридцати шести фамилий, действительно, прелюбопытнейший:
Е. Габрилович, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Инбер, М. Казаков, В. Катаев,
А. Толстой, К. Финн, В. Шкловский, А. Эрлих, Б. Ясенский, и, конечно
же, сам Алексей Максимович...
Вы думаете, всех этих маститых и уважаемых людей принуждением гнали
в карельскую глухомань восторгаться трудовой перековкой? Hичего
подобного. Их отбирали на конкурсной основе. А первоначально желающих
было 120 человек!
В 1937 году, после расстрела наркома внутренних дел Ягоды,
получившего «за канал» орден Ленина, — его имя присутствовало на каждой
странице коллективного труда, — книга была запрещена. Она изымалась из
библиотек, уничтожалась и на сегодняшний день стала библиографической
редкостью.
Захватив с собой Кирова, Ворошилова и Ягоду, по Беломорканалу
отправился в путешествие Сталин. Говорят, стройкой вождь остался
недоволен. «Канал получился мелкий и узкий», — якобы заявил он. Прав
был Сталин: канал действительно получился узким — на нем с трудом
разойдутся два больших теплохода. А развернуться, так вообще не
получится…
И.В. Сталин. Портрет работы Дмитрия Налбандяна.
(Картина первоначально называлась «Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода на
Беломорканале», но после расстрела Ягоды изображение последнего
пришлось убрать, а вскоре пририсовать погоны и другой антураж
выжившейвшей в "борьбе" ленинской гвардии.)
4 августа за досрочную сдачу Беломоро-Балтийского «объекта»
председатель ОГПУ Генрих Ягода и большая группа его подчиненных были
награждены орденами Ленина. Кое-кого из выживших работяг-ударников
амнистировали.
Генрих Ягода осматривает одну из плотин на Беломоро-Балтийском канале
Hе случайно говорят, что канал был сдан через 20 месяцев, а потом
строился еще 60 лет. Однако, по крайней мере, сейчас все шлюзы —
бетонные, ворота — металлические, и все процессы механизированы. Лишь
10-й шлюз, вырубленный в скале, остался с бревенчатыми стенками.
Но карусель не останавливалась:
7 ноября 1932 года появился, приуроченный к «пятнадцатилетнему юбилею
существования Советской власти», приказ по Строительству канала и
Управлению Дмитлага № 34, призвавший «за полтора года соединить между
собою каналом реку Волгу с Москвой рекой, дать пролетарской столице
воду и пропустить большие волжские пароходы в сердце Советского Союза —
в Москву.
«Сегодня, в день, когда КАНАЛОАРМЕЙЦЫ «БЕЛМОСТРОЯ» сдают стране
законченный в основном «БЕЛМОРСТРОИ», заключенные Дмитровского лагеря
ОГПУ должны объявить себя «КАНАЛОАРМЕИЦАМИ» нового водного пути
«Волга-Москва река»...
Но это уже совсем другая история, после которой осталось костей не меньше...
Ну и для "профилактики" культа личности, любого...:
Всем кто любит вспоминать об СССР, очень полезно будет почитать.
Для справки:
Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».
Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и
начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933
год руководил Н. А. Френкель. Именно ему историки приписывают идею
использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных
народно-хозяйственных стройках.
Ге́нрих Григо́рьевич Яго́да (7 (20) ноября 1891(18911120), Рыбинск — 15
марта 1938, Москва) — советский государственный и политический деятель,
один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК,
ГПУ, ОГПУ, НКВД), нарком внутренних дел СССР (1934—1936). Родился в
еврейской ремесленной семье. Перед революцией жил в Нижнем Новгороде,
там познакомился с Я. М. Свердловым и женился на его племяннице Иде.
Матве́й Давы́дович Бе́рман (10 апреля 1898 — 7 марта 1939) —
высокопоставленный сотрудник ЧК-ОГПУ-НКВД СССР, комиссар
госбезопасности 3-го ранга (1935). Начальник ГУЛАГ ОГПУ-НКВД
(1932—1937). Брат Б. Д. Бермана. Родился в Читинском уезде
Забайкальской губернии в буржуазной семье владельца кирпичного завода.
Еврей. Окончил Иркутское военное училище, прапорщик. Участник
Октябрьской революции и Гражданской войны в Сибири. В 1918 вступил в
РКП(б).
Нафталий Аронович Френкель (1883, Одесса — 1960, Москва) — видный
деятель ЧК-ГПУ-НКВД СССР. Генерал-лейтенант инженерно-технической
службы (29 октября 1943 г.) Один из руководителей ГУЛАГа. Первый
руководитель Главного управления лагерей железнодорожного строительства
НКВД-МВД СССР (ГУЛЖДС НКВД-МВД СССР). Именно Френкель придумал, как
оптимизировать труд лагерных заключенных, сделав его максимально
производительным и минимально затратным. Нафталий (Натан) Френкель
родился в Константинополе, турецкий еврей. Окончил коммерческий
институт и занялся лесоторговлей. В Мариуполе он основал фирму и скоро
стал миллионером, «лесным королем Черного моря». У него были свои
пароходы, и он даже издавал в Мариуполе свою газету «Копейку», с
задачей — порочить и травить конкурентов. В 1918 г. знакомится с
одесским налетчиком Япончиком и становится членом его преступного
сообщества. В составе полка, сформированного в 1919 Япончиком из
одесских бандитов, участвовал в нескольких боях Гражданской войны.
После расформирования полка возвращается в Одессу, где организовывает
банду, занимающуюся мошенничеством, вымогательством, похищениями,
шантажом. В дальнейшем Френкель создает крупный подпольный трест,
специализирующийся на контрабанде.
В 1923 году арестован ОГПУ. Находился под следствием с 1923 по 1924 гг.
14 января 1924 г. коллегией ОГПУ был приговорен к смертной казни,
которую заменили на 10 лет лишения свободы. Помилован был только один
Френкель. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения
(СЛОН). По ходатайству начальника Управления Соловецких лагерей (УСЛОН)
Ф. И. Эйхманса срок заключения был сокращен вдвое, а в 1927 году
Френкель был досрочно освобожден.
С 5 мая 1927 года стал работать в органах ОГПУ. Первая должность —
начальник производственного отдела УСЛОН ОГПУ. В 1929 г. назначен
начальником представительства УСЛОН ОГПУ в Москве. С 1930 по 1931
начальник производственного отдела ГУЛАГ ОГПУ СССР. С 1931 по 1933
работал в Беломорстрое ОГПУ (1931 — начальник работ Беломорстроя, 1933
— помощник начальника).
с 28 августа 1933 г. начальник строительства Байкало-Амурской ж. д.
Назначен начальником строительства Байкало-Амурской ж. д. ОГПУ—НКВД (19
февраля 1934 — 2 сентября 1937). Одновременно являлся начальником
Управления Байкало-Амурского ИТЛ ОГПУ—НКВД (19 февраля 1934 — 22 мая
1938).
После БАМа назначен начальником Управления желдорстроя на Дальнем
Востоке НКВД, на базе которого приказом НКВД N 0014 от 4 января 1940
было создано Главное управление железнодорожного строительства НКВД
СССР (ГУЖДС), 26 февраля 1941 г. переименованнное в Главное управление
лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЛЖДС НКВД СССР).
Начальником Главка был назначен Френкель, ставший одновременно
заместителем начальника ГУЛАГа.
Уволен по состоянию здоровья из МВД 28 апреля 1947 г.
Умер в Москве в 1960 г.
Было время и были подвалы.
Было дело и цены снижали.
И текли куда надо каналы.
И в конце куда надо впадали.
В.Высоцкий
Количество заключенных в лагерях на 1 января.
Год Заключенных
1930 — 179.000
1931 — 212.000
1932 — 268.700
--------------------------------------------------------------------------
В общем все они копали канал а потом все умерли.
Это из книги Беломоро Балтийский Канал им Сталина 1934 года.
Было время и были подвалы.
Было дело и цены снижали.
И текли куда надо каналы.
И в конце куда надо впадали.
В.Высоцкий
Количество заключенных в лагерях на 1 января.
Год Заключенных
1930 — 179.000
1931 — 212.000
1932 — 268.700
--------------------------------------------------------------------------
В общем все они копали канал а потом все умерли.
Это из книги Беломоро Балтийский Канал им Сталина 1934 года.
Переиздание 1998 года onlinedisk.ru/file/40526/
Формат djvu, размер 10 мб.
Побойтесь
Бога!Партии! Какие поцреоты в 1934 году?Исключительно пролетарские писатели.