Криминальная татуировка – это элемент криминальной культуры,
воровского воспитания. Это страсть, азарт, любовь к самому процессу. Это
маркер принадлежности к сообществу, несущий в себе какое-то значение и,
в то же время, как ни парадоксально, иногда ничего не означающий. Или
означающий, но не то, что он означает. Такое тоже бывает, оказывается.
Фоторепортаж журналистов издания «Левый берег» из Белоцерковской исправительной колонии №35. (Украина)
«Первую
наколку я сделал еще 20 лет назад. Мне тогда было 11, все набили – и я
набил, за компанию. Она уже и затерлась, наверное, это буква О — мое
имя. А последней набил вот эту», — Олег, который побывал в стольких
колониях, что «долго перечислять», выворачивает руку и показывает
висящего на веревке Пятачка. Почему Пятачок? Вот нравится мне Пятачок, —
говорит Олег. А почему он повешен? Так случилось…
Оказалось что загвоздка не в Пятачке. Загвоздка в шприце, который
валяется под его ногами. Такого рода татуировки означают пристрастие к
наркотикам.
Олег раздевается по пояс, показывает нам свою коллекцию – иначе это
не назовешь. Не буду долго описывать, насколько высокохудожественны его
татуировки, вы посмотрите лучше сами на фото:
«Покажи еще ноги! Уговорите его ноги показать! — доволен
произведенным эффектом заместитель начальника колонии по
социально-воспитательной и психологической работе Александр Пешехонов
(которого здесь называют просто — Замполит).
- А вот у вас пантера с открытой пастью, она что означает?
- Значит, что злой я.
- Вы себя считаете злым?
- Да нет.
Пантера с открытой пастью — «оскал власти», зубы, которые осужденные
показывают тюремной администрации и прочему «начальству». Но кошачьих
часто выкалывают и на воле, бывает, что и с разверзнутой пастью, бывает,
что и вовсе не агрессивные люди. Это один из случаев, когда татуировка,
хоть и имеет значение, ничего не значит.
«Подростки в воспитательных колониях сплошь и рядом не могут
объяснить значения своих наколок. Татуировки теряют свой смысл, потому
что значительное их количество наносится на свободе, в местах лишения
свободы они уже не имеют такого веса, как раньше. Бывает такое, что
человек, который принадлежит к низшей касте, носит татуировки вора в
законе, лидера. 20 лет назад он должен был это тату содрать с мясом. Но
сейчас осужденные стали более гуманными».
С одной стороны считается, что криминальная татуировка провоцирует
криминальное поведение. С другой – само же начальство говорит о том, что
наколки могут никак не повлиять на дальнейшую жизнь человека.
На спине – наколка, которую делал известный, а в местах лишения
свободы – знаменитый, кольщик Боря Пикассо. «Покойный уже, царство ему
небесное, — говорит Олег. — Я хотел спину еще в молодости сделать, но
пока не встретил Борю Пикассо – никому ее не доверял. Вообще он ко
многим моим татуировкам руку приложил, многое подправил, кое-что сам
сделал. Вот и знак его – Иваницкий Борис».
Борис Иваницкий (Картины у него были такой красоты, что уходили по
1,5-3 тысячи долларов.В 2003 в году на выставке татуировок занял одно из
первых мест. У него был салон на Подоле)Умер в позапрошлом году от
туберкулеза. Вскоре после освобождения из колонии. Туберкулез – заклятый
враг украинских заключенных, сегодня среди них – более пяти тысяч
больных…
Голова Медузы Горгоны говорит о том, что в жизни осужденного была измена женщины
По моей просьбе к нам зовут Гену – кольщика, который отбывает
наказание тут, в Белоцерковской колонии. Точнее, бывшего кольщика – не
бывших в колониях не сыщешь (зато свежие татуировки встречаются в
количествах), потому как нанесение татуировок в местах лишениях свободы
запрещено и наказуемо ДИЗО. Наказывают как того, кто наносил, так и
того, кому наносили.
На левой руке у бывшего кольщика Гены – собственноручно выполненный
узор. О Гене тут говорят: «лучше него о наколках вам никто не
расскажет».
Гена делает наколки уже 20 лет. Считает самой удачной своей работой —
рисунок, выполненный на спине осужденного, который сейчас находится тут
же, в Белоцерковской колонии. Но Гена категорически отказываться
уговаривать этого человека пообщаться с прессой. Таков воровской закон
(из тех, которые якобы отмирают) – на встречу с журналистами,
организованную администрацией, придут только те заключенные, которые с
администрацией сотрудничают. Те же, кто чтит воровские законы, говорить с
нами о них не будет. И показывать нам свои татуировки – тоже.
Спрашиваем его, что сейчас чаще всего набивают в местах лишения свободы.
- Николая Угодника часто (Святой Николай покровительствовал не только
детям, морякам, путешественникам, купцам, но и арестантам – прим.
Авт.), — отвечает Гена. – Многие даже не знают смысла того, что они
набили. На свободе бьют татуировки, которые связаны с зоной. Например,
иконы – Божью Матерь, того же Николая. Пауков бьют.
- А паук какое значение имеет?
- Если паук ползет вниз – от лица – то это значит, что человек решил «завязать», а если вверх – то наоборот.
- И что будет, если человек набил себе то, что он не имел права набивать?
- Раньше могли спросить, соответствуешь ли. Я, как кольщик, спрашивал перед тем, как колоть.
Замечаем, что раньше могли и убить за несоответствие.
- Серьезные времена были, — соглашается Гена. — Сейчас воры в законе разрешили вроде все наколки, кроме звезд.
- А что значит разрешили?
- Есть определенный круг людей, который позволяет это делать.
Спрашиваем у Гены об отмирании воровских законов.
- Да, к сожалению это правда – не придерживаются уже так законов. В
Союзе было другое отношение к режиму, не было такого, чтобы уйти на волю
раньше за хорошее поведение. А сейчас люди хотят на волю, законы
стираются.
- Правда, что изменились заключенные, стали гуманнее?
Гена порядком думает. А потом произносит:
- Изменились тем, что переобуваются быстро. Меняют принципы. Приспосабливаются. Хамелеоны.
СМЕРТЬ ЗА ВОРОВСКУЮ МАСТЬ
Для психологов и других специалистов, которые проводят воспитательную
работу с осужденными, информация, полученная из наколок, может быть
очень ценной.
Бывают и совсем «откровенные» татуировки. «Встречалась мне наколка —
карта Борщаговки (микрорайон Киева – прим. Авт.), и на ней крестиками
показано, где осужденный осуществлял разбойные нападения».К материалам
уголовного дела наколку, даже такую, не подошьешь, но информацию
следователь может принять к сведению. Зачем же рисковать и выкалывать на
себе улики? Охота пуще неволи — романтика.
Сегодня криминальные татуировки имеет около 80% несовершеннолетних в
воспитательных колониях. «Мальчики 14-17 лет наносят татуировки с целью
подчеркнуть свой криминальный опыт. Потом они бравируют ими на свободе и
стимулируют младших товарищей к правонарушениям"Чаще всего
несовершеннолетние выкалывают 5 точек на руках – это означает "один в
четырех стенах" или "один в кругу друзей". Те, у кого есть судимые
родители, — аббревиатуру УТРО ("ушел тропою родного отца"). "Мальчики,
которые наслышаны о тюрьме от отца, лучше адаптируются в местах лишения
свободы".Также в воспитательных колониях ребята часто набивают немецкую
свастику – "стремящийся", то есть человек, который хочет стать вором в
законе.
Те осужденные, с кем удалось поговорить в Белой Церкви, свои первые наколки сделали тоже «на малолетке».
«В 16 лет первую набил, — говорит Вадим, который больше 17 лет провел
в местах лишения свободы. – Вот это кольцо — путь через малолетку. И
БАРС – «бей активистов, режь стукачей». Зачем бил? На малолетке мы все
за идею были. Хотелось подчеркнуть».
Вадим бить на теле больше ничего не будет. Говорит, что хотел бы
свести эполеты с плечей. «Но это очень много денег, а где их брать? Идти
воровать снова, что ли?»
- Вот этот — бунт, а со свастикой – отрицалово, — объясняет Вадим значение своих эполет, которые теперь ему хотелось бы свести.
В ответ на вопрос о воровских законах Вадим рассказывает историю
пятилетней (примерно) давности. «Может, вы слышали, в Киеве на
Гидропарке утопили одного за воровскую масть. Там две компании отдыхали.
Одна – какие-то авторитетные люди, увидели на человеке из другой
компании воровскую татуировку, спросили – ты кто. А он ничего не смог
ответить. Человек был не связан с криминальным миром вообще. И все».
Мы просим сказать, что бы тот посоветовал несовершеннолетним
осужденным – бить или не бить. Вопрос не праздный – нас пустили в
Белоцерковскую колонию только с тем условием, что писать я буду не
просто о криминальных татуировках, а о том, насколько это вредное,
порочное явление.
По поводу пагубного влияния на молодежь я вам лучше приведу цитату осужденного
- Не сказать, что если человек ударил татуировку, то это на всю
жизнь криминальная дорога, — подумав, говорит он. — Бывают такие, что
раз отсидел, наколку сделал, и все. И вообще – что толку советовать? Мне
тоже советовали – не садись в тюрьму, не кради…
- Некоторые уже на малолетке мнят себя ворами в законе в будущем, и
они спешат все эти регалии на себя по нацеплять.А потом этот человек
выходит на волю, устраивается на работу, женится, и все эти татуировки
уже не имеют никакого значения.
Тут вы можете заметить некое противоречие – с одной стороны
считается, что криминальная татуировка провоцирует криминальное
поведение. С другой – говорит о том, что наколки могут никак не
повлиять на дальнейшую жизнь человека.
Мы идем по двору, и все осужденные провожают нас глазами. Замполит,
который идет рядом со мной, спрашивает, какие у меня впечатления от
колонии. И добавляет: «Кажется, что тут, как в пионерском лагере, но это
совсем не так».
Да, в пионерском лагере колючей проволоки и решеток однозначно было поменьше.
Нам показывают церковь, в которой еще продолжается отделка. Над этим
изумительным деревянным иконостасом один из осужденных работал 6 лет –
причем до того, как попасть в колонию, о своем художественном таланте он
не подозревал. Церковь частично расписана – осужденным, который сейчас
уже на свободе. «Вы наверное очень надеетесь, что он к вам вернется?», —
спрашиваю в шутку. «Надеемся, потому что сейчас он уже в СИЗО», —
серьезно отвечает мне Замполит.