Творчество
Тарьи Турунен, возможно, ещё долго будут связывать с именем группы
Nightwish, хотя её последняя работа "What Lies Beneath" окончательно
даёт понять, что теперь Тарья вполне самостоятельная фигура, и фигура,
претендующая на многое. И совершенно естественно, что многие металлеры
начнут слушать этот диск с предубеждением, если вообще возьмутся за
него.
Если же выкинуть из головы всё, что известно о Тарье, и прослушать
пластинку с должным вниманием, то мы увидим на удивление сильную работу,
сделанную с любовью, фантазией и высочайшим профессионализмом.
Первый свой альбом Тарья записала в 2006 году — диск с
труднопроизносимым названием "Henkäys Ikuisuudesta" был, скорее, поводом
исполнить красивые акустические баллады без лишних претензий на новое
слово в фолке — своего рода, отдых для души или возвращение к истокам
Nightwish, начинавшимся как акустический проект. А вот "My Winter Storm"
уже заявлял о Турунен, как о вполне самостоятельной певице, способной
творить и без посторонней помощи. Правда, особого энтузиазма этот альбом
у меня не вызвал, и надо сказать, я вполне был готов к тому, что
Турунен вообще бросит метал и рок и станет второй Сарой Брайтман, или
чем-то в этом роде.
Поэтому, "What Lies Beneath" оказался приятнейшей неожиданностью, да
ещё какой. Во-первых, теперь можно с полной уверенностью сказать, что у
Тарьи наконец-то сформировался свой индивидуальный почерк, — музыка
обрела жёсткий фундамент в виде стреднетемпового hard'n'heavy с
симфоническими аранжировками и агрессивными гитарами. Да-да, гитары на
альбоме звучат совершенно не сглажено: всё жёстко, даже очень для такого
жанра, местами сыровато и честно тяжело. Благодаря блестящему сведению,
слышны все интонации гитары и баса, симфонические аранжировки
совершенно естественно вплетаются в ткань песни, иногда даже не
замечаешь, как виолончели заменила гитара, как на "In for a Kill", а на
"Falling Awake" — одной из самых сильных композиций альбома — сам Джо
Сатриани нарезает нехилый сольняк во всю ивановскую.
Попеть с Тарьей на одну песню пришёл не бог весть кто, но Phil Labonte из All That Remains, хотя особо вокалом не блистал.
А вот ритм-секция выше всяких похвал: партии ударных интересны и
разнообразны, что неудивительно, — за ударные отвечают гуру
барабанистов, Майк Террана и Уилл Кэлхаун (правда, последний был только
на одной, финальной песне), бас-партии столь же сочно подобраны.
Но гости — гостями. Главное, сама музыка сколь гармонична, столь и
интересна, — все песни совершенно разные, симфонические аранжировки
вставлены всегда к месту и не перебивают тяжёлый гитарный звук; альбом
вовсе лишён как пафоса, так и холодной атмосферы готического рока. Нет в
нём и бурлящего и сносящего всё на своём пути задора пауэр-металла.
Вместо этого — мелодичные ритмичные песни с богатыми оркестровками, с
тяжёлыми, чуть вязнущими гитарами под поздний Paradise Lost, мягким
голосом Тарьи, которая лишь изредка позволяет ему уходить на
запредельную высоту, и только тогда, когда это действительно необходимо
для точной передачи экспрессии. Музыка вполне самостоятельна и не
копирует никого из коллег по цеху, за что отдельное спасибо.
Особенно порадовала открывашка — за симпатичным и многообещающим
названием "Приёмная смерти" ("Anteroom of Death") скрывается изящная
композиция с клавесином, неожиданным припевом и финальными песнопениями в
духе "Богемской рапсодии" Queen.
В целом, альбом наверняка придётся по вкусу поклонникам Тарьи, но
вообще, его смело можно рекомендовать всем, кто любит сочные,
мелодичные, но тяжёлые симфонические композиции без излишних соплей в
сахаре, или хочет передохнуть от холодно-пафосных готических групп с
женским вокалом.