(Автор — Михаил Войтенко)
Его поддерживают не таинственные заправилы с Запада, его поддерживают те гигантские средства, которые тратятся на борьбу с ним.
Борьба с пиратством стала самоцелью. А на моряков и судовладельцев всем попросту наплевать.
Я попробовал пусть очень приблизительно, но оценить стоимость борьбы с пиратством и доходы пиратов, и сравнить их.
Операция «Аталанта» обходится в год в сумму не менее 550 миллионов
евро. Скорее всего, верна первая цифра, которую озвучили тогда, когда
операцию начали – 850 миллионов. Но затем явно устыдились потраченных
сумм и полученных результатов, и цифра начала таять, сначала 750, потом
650, последняя цифра – 550.
Скоро выяснится, что они там гарцуют бесплатно.
Это только «Аталанта», без отдельных соединений НАТО, Combined Task Force и Индийского флота США. До
трети присутствующих в регионе кораблей – россыпь, индивидуальные
посланцы не входящих в соединения стран – Россия, Корея, Япония, Индия,
Китай и т.д. В целом будем считать, на военных тратится миллиард
долларов в год, цифра, конечно, занижена, но пусть будет так.
В среднем в год судоходство выплачивает пиратам в виде выкупов 60 миллионов долларов.
По сообщениям от судовладельцев, сумма выкупа составляет от трети до
половины всех убытков, связанных с захватом судна. Итого в год судоходство напрямую от захватов теряет 150 миллионов долларов.
Жертвы – частные компании, судовладельцы и грузовладельцы, и моряки.
Мировое сообщество этих убытков практически не ощущает, перевозки
дороже не стали.
Можно ли оценить стоимость околопиратской инфраструктуры, связанной с обеспечением защиты судов, страхованием и т.д.?
Можно. В год по разным подсчетам Аденским заливом проходит 20-30 тысяч
судов. Берем 25 тысяч с учетом судов, идущих коридором Север-Юг, то
есть Индийским океаном. В среднем найм вооруженной частной охраны
обходится в 25-30 тысяч долларов за проход. Стоимость страхования –
15-20 тысяч долларов.
Установка различных мер защиты тоже дело недешевое.
Положим на каждое из проходящих опасными водами судов затрат на ту или
иную защиту, а также на страхование, двойной оклад и другие расходы, 3
тысячи долларов, то есть явно берем минимум. Но и при таком минимуме
получаем 75 миллионов долларов. Созданный недавно международный Фонд
для уголовного преследования пиратов пока обошелся в 10 миллионов.
Сколько стоят различные конференции, симпозиумы, форумы и круглые
столы, посвященные борьбе с пиратством, подсчитать видимо, невозможно.
Даже приблизительно.
Итого мировой общественности и мировому судоходству борьба с пиратами обходится минимум в 1 миллиард 100 миллионов долларов.
Убытки от пиратов несет ТОЛЬКО судоходство и его клиенты, в размере 150
миллионов долларов в год. Пиратам от этих сумасшедших цифр достается 60
миллионов. Честно слово, их становится жалко при взгляде на эти цифры.
Деятельность стран, организаций, сообществ и конкретных людей,
вовлеченных в какой-либо процесс, подчинена определенным законам, не
менее строгим, чем арифметические или химические.
Если участие в процессе становится самодостаточным и выгодным, если в
него вкладываются большие средства, то целью участников процесса,
понимают они это или нет, становится не заявленная изначально цель
процесса, а участие в нем.
На одной чаше весов – 150 миллионов непосредственных убытков судоходства.
На другой – сотни миллионов, миллиарды долларов, крутящихся в процессе
борьбы с пиратством. С точки зрения финансов, реального уничтожения
пиратства не будет, пиратство поддерживают те колоссальные средства,
которые тратятся на борьбу с ним. Не какие-то таинственные заправили и
кукловоды поддерживают пиратство, а вылившаяся в выгодный, прибыльный
фарс борьба с ним.
Без всяких опасений ошибиться можно смело утверждать, что в
существующих масштабах, плюс-минус, сомалийское пиратство будет жить
годами, если не десятилетиями.
Не будем забывать, что анархия в стране длится уже 20 лет, что там
растут поколения людей, не знающих, что есть другой образ жизни, с
порядком, властью, безопасностью, минимальной социальной зазищенностью.
Могут вмешаться сторонние факторы, и в стране в считанные дни появится
железная диктатура. Может быть, Сомали оккупируют соседи. Как-нибудь в
каком-нибудь виде, рано или поздно, но должна же появиться хоть
какая-то власть. Вот это и есть единственная альтернатива процессу
борьбы с пиратством, альтернатива, которая не будет с ним бороться, а
просто его уничтожит.
|