Более полувека лучшие конструкторские умы всех морских
держав решали головоломную задачу: как найти для подводных лодок
двигатель, который работал бы и над водой, и под водой, да к тому же не
требовал воздуха, как дизель или паровая машина. И такой двигатель,
единый для подводно-надводной стихии, был найден....
Им стал — ядерный реактор
Никто
не знал, как поведет себя ядерный джинн, заключенный в стальную
«бутыль» прочного корпуса, сдавленного прессом глубины, но в случае
успеха выгода такого решения была слишком велика. И американцы
рискнули. В 1955 году, через пятьдесят пять лет после первого
погружения первой американской субмарины, на воду был спущен первый в
мире корабль с атомным двигателем. Назван он был в честь подводной
лодки, придуманной Жюлем Верном — «Наутилус».
Начало советскому атомному флоту было положено в 1952 году, когда
разведка доложила Сталину, что американцы приступили к строительству
атомной субмарины. И спустя шесть лет советская атомарина «К-3»
раздвинула своими бортами сначала Белое море, потом Баренцево, а затем
и Атлантический океан. Ее командиром был капитан 1-го ранга Леонид
Осипенко, а создателем — генеральный конструктор Владимир Николаевич
Перегудов. Кроме тактического номера у «К-3» было и собственное имя, не
столь романтичное, как у американцев, зато в духе времени — «Ленинский
комсомол». «По сути, КБ Перегудова, — отмечает историк советского
подводного флота контр-адмирал Николай Мормуль, — создало принципиально
новый корабль: от внешнего вида до номенклатуры изделий.
Перегудову удалось создать форму атомохода, оптимальную для движения под водой, убрав все, что мешало его полной обтекаемости».
Правда, на вооружении «К-3» были только торпеды, а время требовало
таких же дальноходных, долгоходных, но и принципиально иных ракетных
крейсеров. А потому в 1960 — 1980 годы главную ставку сделали на
подводные ракетоносцы. И не ошиблись. Прежде всего потому, что именно
атомарины — кочующие подводные ракетодромы — оказались наименее
уязвимыми носителями ядерного оружия. Тогда как подземные ракетные
шахты рано или поздно засекались из космоса с точностью до метра и тут
же становились целями первого удара. Сознавая это, сначала
американские, а потом и советские ВМС стали раз-мещать ракетные шахты в
прочных корпусах подводных лодок.
томная шестиракетная субмарина «К-19», спущенная на воду в 1961
году, была первой советской ракетной атомариной. У ее колыбели, точнее
стапелей, стояли великие академики: Александров, Ковалев, Спасский,
Королев. Лодка поражала и непривычно высокой подводной скоростью, и
длительностью пребывания под водой, и комфортабельными условиями для
экипажа.
«В НАТО, — отмечает Николай Мормуль, — действовала
межгосударственная интеграция: США строили только океанский флот,
Великобритания, Бельгия, Нидерланды — противолодочные корабли,
остальные специализировались на кораблях для закрытых театров военных
действий. На этом этапе кораблестроения мы лидировали по многим
тактико-техническим элементам. У нас были введены в строй комплексно
автоматизированные скоростные и глубоководные боевые атомные подводные
лодки, крупнейшие амфибийные корабли на воздушной подушке. Мы первыми
внедрили крупные быстроходные противолодочные корабли на управляемых
подводных крыльях, газотурбинную энергетику, крылатые сверхзвуковые
ракеты, ракетные и десантные экранопланы. Следует, правда, отметить,
что в бюджете Министерства обороны СССР доля ВМФ не превышала 15%, в
Соединенных Штатах Америки и Великобритании она была в два-три раза
больше».
Тем не менее, по данным официального историографа флота М.
Монакова, боевой состав ВМФ СССР к середине 80-х годов «насчитывал 192
атомные подводные лодки (в том числе 60 ракетных подводных крейсеров
стратегического назначения), 183 дизельные подводные лодки, 5
авианесущих крейсеров (в том числе 3 тяжелых типа «Киев»), 38 крейсеров
и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 68 больших
противолодочных кораблей и эсминцев, 32 сторожевых корабля 2-го ранга,
более 1000 кораблей ближней морской зоны и боевых катеров, свыше 1600
боевых и транспортных летательных аппаратов. Применение этих сил
осуществлялось для обеспечения стратегического ядерного сдерживания и
национально-государственных интересов страны в Мировом океане».
У России еще никогда не было такого огромного и мощного флота.
В мирные годы — у этого времени есть и более точное название:
«холодная война» в Мировом океане — подводников и подводных лодок в
России погибло больше, чем в русско-японскую, первую мировую,
гражданскую, советско-финскую войны, вместе взятые. Это была реальная
война с таранами, взрывами, пожарами, с затонувшими кораблями и
братскими могилами погибших экипажей. В ее ходе мы потеряли 5 атомных и
6 дизельных подводных лодок. Противостоящие нам ВМС США — 2 атомные
субмарины.
Активная фаза противостояния сверхдержав началась в августе 1958-го,
когда советские подводные лодки впервые вошли в Средиземное море.
Четыре «эски» — субмарины среднего водоизмещения типа «С» (613-го
проекта) — отшвартовались по договоренности с албанским правительством
в заливе Влёра. Через год их уже стало 12. Подводные крейсера и
истребители кружили в безднах Мирового океана, выслеживая друг друга.
Но несмотря на то что ни одна великая держава не имела такого
подводного флота, как Советский Союз, — это была неравная война. У нас
не было ни одного атомного авианосца и ни одной удобной по
географическому положению базы.
На Неве и Северной Двине, в Портсмуте и Гротоне, на Волге и Амуре, в
Чарлстоне и Аннаполисе рождались новые субмарины, пополняя Объединенный
гранд-флот НАТО и Великую подводную армаду СССР. Все определял азарт
погони за новой владычицей морей — Америкой, провозгласившей: «Кто
владеет трезубцем Нептуна, тот владеет миром». Машина третьей мировой
была запущена на холостых оборотах...
Начало 70-х годов был одним из пиков в океанской «холодной войне». В
самом разгаре была агрессия США во Вьетнаме. Подводные лодки
Тихоокеанского флота вели боевое слежение за американскими авианосцами,
крейсирующими в Южно-Китайском море. В Индийском же океане находился
еще один взрывоопасный регион — Бангладеш, где советские тральщики
обезвреживали пакистанские мины, выставленные в ходе индо-пакистанского
военного конфликта. Жарко было и в Средиземном море. В октябре
вспыхнула очередная арабо-израильская война. Был заминирован Суэцкий
канал. Корабли 5-й оперативной эскадры эскортировали советские,
болгарские, восточногерманские сухогрузы и лайнеры по всем правилам
военного времени, прикрывая их от террористских налетов, ракет, торпед
и мин. У каждого времени своя военная логика. И в логике противостояния
мировым морским державам агрессивный ракетно-ядерный флот был для СССР
исторической неизбежностью. На протяжении многих лет мы играли с
Америкой, отнявшей у Британии титул владычицы морей, в ядерный бейсбол.
Печальный счет в этом матче открыла Америка: 10 апреля 1963 года
атомная подводная лодка «Трешер» по невыясненной причине затонула на
глубине 2 800 метров в Атлантическом океане. Спустя пять лет трагедия
повторилась в 450 милях к юго-западу от Азорских островов: атомная
подводная лодка «Скорпион» американских ВМС вместе с 99 моряками
навсегда осталась на трехкилометровой глубине. В 1968 году в
Средиземном море затонули по неизвестным причинам французская подводная
лодка «Минерв», израильская — «Дакар», а также наша дизельная ракетная
лодка «К-129». На ее борту находились и ядерные торпеды. Несмотря на
глубину в 4 тысячи метров, американцы сумели поднять первые два отсека
этой разломившейся субмарины. Но вместо секретных документов получили
проблемы с захоронением останков советских моряков и атомных торпед,
лежавших в носовых аппаратах.
Мы сравняли с американцами счет потерянных атомарин в начале октября
1986 года. Тогда в 1 000 километров северо-восточнее Бермудских
островов в ракетном отсеке подводного крейсера «К-219» рвануло топливо.
Возник пожар. 20-летний матрос Сергей Преминин сумел заглушить оба
реактора, но сам погиб. Суперлодка осталась на глубине Атлантики.
8 апреля 1970 года в Бискайском заливе после пожара на огромной
глубине затонула первая советская атомарина «К-8», унеся с собой 52
жизни и два ядерных реактора.
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомарина «К-278»,
более известная под именем «Комсомолец». При погружении носовой части
судна произошел взрыв, практически разрушивший корпус лодки и
повредивший боевые торпеды с атомным зарядом. В этой трагедии погибло
42 человека. «К-278» была уникальной подводной лодкой. Именно с нее
предполагалось начать строительство глубоководного флота XXI века.
Титановый корпус позволял ей погружаться и действовать на глубине
километра — то есть втрое глубже, чем всем остальным субмаринам мира...
Стан подводников разделился на два лагеря: одни винили в несчастье
экипаж и высшее командование, другие видели корень зла в низком
качестве морской техники и монополизме Минсудпрома. Этот раскол вызвал
яростную полемику в прессе, и страна наконец узнала о том, что это уже
третья наша затонувшая ядерная подлодка. Газеты стали наперебой
называть имена кораблей и номера подводных лодок, погибших в «мирное
время», — линкор «Новороссийск», большой противолодочный корабль
«Отважный», подводные лодки «С-80» и «К-129», «С-178» и «Б-37»... И,
наконец, последняя жертва — атомоход «Курск».
…Мы не победили в «холодной войне», но заставили мир считаться с
присутствием в Атлантике, Средиземном море, Тихом и Индийском океанах
наших подводных лодок и наших крейсеров.
В 60-е годы атомные подводные лодки прочно утвердились в боевых
порядках американского, советского, британского и французского флотов.
Дав субмаринам двигатель нового типа, конструкторы оснащали подводные
лодки и новым оружием — ракетами. Теперь атомные ракетные подводные
лодки (американцы называли их «бумеры» или «ситикиллерз», мы —
подводными крейсерами стратегического назначения) стали угрожать не
только мировому судоходству, но и всему миру в целом.
Образное понятие «гонка вооружений» приобретало буквальное значение,
когда дело касалось таких точных параметров, как, например, скорость в
подводном положении. Рекорд подводной скорости (никем до сих пор не
превзойденный) установила наша подводная лодка «К-162» в 1969 г.
«Погрузились, — вспоминает участник испытаний контр-адмирал Николай
Мормуль, — выбрали, среднюю глубину — 100 метров. Дали ход. По мере
увеличения оборотов все ощутили, что лодка движется с ускорением. Ведь
обычно движение под водой замечаешь разве что по показаниям лага. А
тут, как в электричке, — всех назад повело. Мы услышали шум обтекающей
лодку воды. Он нарастал вместе со скоростью корабля, и, когда мы
перевалили за 35 узлов (65 км/ч), в ушах уже стоял гул самолета. По
нашим оценкам, уровень шума достигал до 100 децибел. Наконец, вышли на
рекордную — сорокадвухузловую скорость! Еще ни один обитаемый
«подводный снаряд» не разрезал морскую толщу столь стремительно».
Новый рекорд был поставлен советской подводной лодкой «Комсомолец»
за пять лет до гибели. 5 августа 1984 года она совершила небывалое в
истории мирового военного мореплавания погружение на 1 000 метров.
В марте минувшего года в северофлотском поселке Гаджиево отмечали
30-летие флотилии атомных подводных лодок. Именно здесь, в глухоманных
лапландских бухтах, осваивалась самая сложная в истории цивилизации
техника: атомоходные подводные ракетодромы. Именно сюда, в Гаджиево,
приехал к первопроходцам гидрокосмоса первый космонавт планеты. Здесь, на борту «К-149», Юрий Гагарин честно признался: «Ваши корабли посложнее космических!»
А бог ракетной техники Сергей Королев, которому предложили создать
ракету для подводного старта, произнес еще одну знаменательную фразу: «Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это».
И сделал... Знал бы Королев, что однажды, стартовав из-под воды,
лодочные ракеты будут не только покрывать межконтинентальные
расстояния, но и запускать в космос искусственные спутники Земли.
Впервые это осуществил экипаж гаджиевского подводного крейсера «К-407»
под командованием капитана 1-го ранга Александра Моисеева. 7 июля 1998
года в истории освоения космического пространства была открыта новая
страница: из глубин Баренцева моря на околоземную орбиту штатной
корабельной ракетой был выведен искусственный спутник Земли…
А еще новый тип двигателя — единый, бескислородный и редко (раз в
несколько лет) пополняемый топливом — позволил человечеству проникнуть
в последний недосягаемый доселе район планеты — под ледяной купол
Арктики. В последние годы XX века заговорили о том, что атомные
подводные лодки — превосходное трансарктическое транспортное средство.
Кратчайший путь из Западного полушария в Восточное лежит подо льдами
северного океана. Но если атомарины переоснастить в подводные танкеры,
сухогрузы и даже круизные лайнеры, то в мировом судоходстве откроется
новая эпоха. Пока же самым первым кораблем российского флота в XXI веке
стала атомная подводная лодка «Гепард». В январе 2001 года на ней был
поднят овеянный вековой славой Андреевский флаг.
Автор Николай Черкашин
|