Красный двухэтажный автобус – символ Великобритании, наравне с
королевой, Биг Беном и футболом. Но двухэтажный транспорт был и в
Советском Союзе! В конце 30-х годов прошлого века на улицы Москвы
выехали двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, сделанные на Ярославском
автомобильном заводе. Спустя 70 лет нет уже ни тех троллейбусов, ни
завода, который их выпустил (теперь это Ярославский моторный завод
"Автодизель"). Так как они появились и почему исчезли?
Первый
ЯТБ-3 изготовили 22 июня 1938 года, а уже через четыре дня второй.
Сначала было только две машины, а в 1939-м построили еще восемь.
За основу конструкции был взят двухэтажный городской троллейбус
английской фирмы "English Electric Company"образца 1935 года.
Первоначальная конструкция была немного изменена под наши условия:
перенесли руль перенесли руль с правой стороны на левую, а двери с
левого борта на правый. Если на английском прототипе для входа и выхода
служила одна четырехстворчатая задняя дверь, то на ЯТБ-3 сделали еще и
переднюю дверь для выхода. Этот красавец длинною 9,5 метра и высотой 4,7
метра мог перевозить в общей сложности 72 сидячих пассажира (32 – на
первом этаже и 40 на втором) и 28 стоячих, причем только внизу.
Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу
развивать скорость до 54 км/ч.
Для своего времени "ЯТБ-3" содержал много технических новинок:
вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона, табло
«Свободных мест нет» над входом. Корпус был выполнен
цельнометаллическим, с каркасом из труб прямоугольного сечения, а не
деревянным, как делалось ранее. Впервые были применены резервная система
питания от аккумуляторов, широкие четырехстворчатые двери, двойная
система тормозов.
Но, к сожалению, опыт эксплуатации в наших условиях показал ряд
конструктивных недостатков, поставивших крест на судьбе первого и
последнего русского двухэтажного троллейбуса.
Снег и наледь зимой делали управление тяжелой машиной крайне трудным.
Кроме того, при движении не по ровному асфальту, а по "нормальной"
российской зимней улице у имеющего высоко расположенный центр тяжести
ЯТБ-3 появлялась опасная раскачка. Дополнительные неудобства создавала и
лестница на второй этаж. Зимой на ее ступеньки постоянно налипал снег с
обуви входящих пассажиров, и пользование ею становилось просто опасным.
Еще одним недостатком была малая высота салона, которая
ограничивалась высотой контактной сети. На первом этаже расстояние от
пола до потолка составляло всего 1,78 метра, а наверху и того меньше —
1,76 метра, поэтому стоять в проходе было не очень удобно, особенно
зимой, в высоких головных уборах.
Кроме того, в отличие от Англии, где кондукторы строго следили за
тем, чтобы сначала занимались все сидячие места на первом этаже, потом —
сидячие места второго этажа, а в последнюю очередь — стоячие места
первого этажа, выполнить эти рекомендации у нас не представлялось
возможным, особенно в часы пик. А от выполнения этих правил зависела
устойчивость троллейбуса и, соответственно, безопасность пассажиров.
Фото 1940-х гг. Троллейбус ЯТБ-3.
В конце 1939 года, после полутора лет эксплуатации по московским
дорогам, было принято решение об остановке производства. Большую часть
машин отправили в депо на стоянку и частично демонтировали. Только три
троллейбуса продолжали использовать на некоторых маршрутах. В 1941 году
было решено все "ЯТБ-3" пустить на металлолом. Но война внесла свои
коррективы. Пока шли боевые действия, было не до судьбы необычных
троллейбусов. Они просто стояли в ангарах депо. А после победы стала
остро ощущаться нехватка машин на городских маршрутах. Заводы еще не
могли обеспечить выпуск достаточного количества новых троллейбусов, и
решили использовать сохранившиеся "ЯТБ-3". "Старички" оказались в
довольно приличном состоянии, так что последний из них сняли с
эксплуатации только в 1948 году.
Увы, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого
уникального троллейбуса — единственного двухэтажного троллейбуса,
когда-либо выпускавшегося за пределами Англии.
|