Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный
клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный
противник, тоже не была членом этого клуба — слабое утешение (немцы за
всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной
постройки.
Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы
Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9
метров в высоту, 60 тонн веса!
Правда, танком этого монстра можно назвать чисто условно, у него не было
гусениц и вращающейся башни, но зато были гигантские колеса. В общем и
целом машина напоминала огромный пушечный лафет.
Под катом — рассказ об этом самом известном российском танке времен
Первой мировой, картинки и ссылка на передачу из цикла "Искатели",
посвященную этому чудо-оружию.
Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской
армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до
войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных
жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не
было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко
преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.
А дальше была война. Война, которую все участники планировали, чуть
ли не как блицкриг. Сам термин и сама теория блицкрига появились позже. А
тогда не было ни термина, ни теории, ни … самого блицкрига. Маневренные
боевые действия быстро сменились так называемым «позиционным тупиком».
Простые траншеи на Западном фронте быстро превратились в настоящие
подземные города, из бревен, мешков с песком и земли. Пехотные атаки
сомкнутым строем и лихие кавалерийские атаки стали достоянием истории –
на поле боя господствовал Его Величество Пулемет. Концентрация
артиллерийского огня на участке прорыва помогала смешать с землей первую
линию обороны, но за первой находилась вторая линия с неподавленными
огневыми точками, а за ней третья. Прорыв фронта на несколько в глубину
считался невероятным успехом. Сражения получили название «мясорубок».
Таких единовременных потерь в истории войн еще не было.
Средство преодоления проклятого позиционного тупика напрашивалось
само собой – бронированная боевая машина, вооруженная пушками и
пулеметами, обладающая достаточной проходимостью, чтобы не застрять на
изрытом воронками поле боя. Идея танка витала в воздухе. История первых
британских и французских танков, увы, выходит за рамки данной статьи.
Вездеходу Пороховщикова – российскому быстроходному одногусеничному
танку мы посвятим отдельную публикацию. А пока поговорим о самом
оригинальном средстве преодоления позиционного тупика – танку Лебеденко,
вошедшему в историю мирового танкостроения под именем «Царь-Танк».
В 1914 году капитан Лебеденко руководил Приватной лабораторией по
военным изобретениям и занимался разработкой бомбосбрасывающих приборов
для первого в мире тяжелого стратегическому бомбардировщику «Илья
Муромец». С началом боевых действий он вспомнил о своей идее создать
боевую машину, построенную по принципу двухколесной телеги – арбы.
Своего рода боевую колесницу нового поколения. Только очень большую.
Николай Лебеденко стал «обивать пороги», ходить по инстанциям. В
конце концов ему удалось заручится поддержкой влиятельного князя Львова –
руководителя Всероссийского Земского Союза, благотворительной
организации, созданной для помощи раненным воинам. Самостоятельно
справится со всеми расчетами и подготовкой проектной документации
Лебеденко не мог. Поэтому, имея на руках рекомендательное письмо от
Львова, он обратился к Николаю Жуковскому – профессору Московского
Высшего Технического Училища (ныне Московский Государственный
Университет им. Баумана). Жуковский, вошедший в историю, как создатель
аэродинамики, порекомендовал воспользоваться услугами своих племянников,
студентов МВТУ, Б. Стечкина и А. Микулина. С их помощью проект был
готов. Получалась машина весом в 40-44 тонны, высотой в 9 метров,
длинной в 17 метров, вооруженная двумя орудиями калибра 76.2 миллиметра и
десятью пулеметами. Монстр (или мастодонт, как называли его сами
разработчики) мог давить избы, переезжать чрез окопы и траншеи любой
ширины и глубины, а его огневой мощи мог позавидовать любой из танков
самого первого поколения. Кроме того, расчетная максимальная скорость
этой громадины должна была составить 17 километров в час!
Восклицательный знак здесь вполне уместен – для сравнения, максимальная
скорость британского Mark I, первого в мире серийного танка, на ровной
местности составляла всего 6.4 километра в час (а на пересеченной
местности падала до скорости пехотинца, ползущего по-пластунски).
Теперь дело было за малым – всего-то на всего нужно было найти где-то
средства на постройку опытного образца. Примерно, пару сотен тысяч
рублей (для сравнения – годовой доход зажиточного крестьянина в то время
не превышал 40 (сорока) рублей).
Была изготовлена заводная деревянная модель танка с никелированными
колесами диаметров 30 сантиметров. Для модели был изготовлен изящный
ларец из красного дерева. И Лебеденко снова стал «обивать пороги». Но
теперь у него был влиятельный покровитель – князь Львов. Так что,
изобретателю удалось добиться аудиенции у военного министра, а затем
Лебеденко принял сам Государь Император. На самодержавца заводная
игрушка произвела неизгладимое впечатление – по свидетельствам
очевидцев, царь и Лебеднеко в течение часа гоняли игрушечный танк по
паркету, наблюдая за тем, как он преодолевает препятствия в виде толстых
томов «Свода Законов Российский Империи», извлеченных из шкафа
специально для ходовых испытаний «экспериментального образца» боевой
машины. Разумеется, Лебеденко убеждал Николая Второго в том, что его
боевая машина с легкостью прорвет фронт на любом участке. Шокированный
царь немедленно отдал распоряжение открыть счет для финансирования
проекта, а заводной макет танка оставил себе в подарок (дальнейшая
судьба этого макета, увы, неизвестна).
Лебеденко удалось быстро собрать необходимые 210 тысяч рублей. Под
высочайшим покровительством работа над изготовлением опытного образца
супер-танка шла рекордными темпами. Корпус изготавливали в Хамовнических
казармах в Москве, гигантские колеса – на огороженной колючей
проволокой площадке под Дмитровом (60 километров от Москвы). Там же танк
смонтировали целиком. Кстати, к линии фронта танк планировалось
доставлять в разобранном состоянии, а собирать уже неподалеку от
передовой.
В проект пришлось внести коррективы. Например, проектная толщина
брони должна была составлять 7 миллиметров, но бронелистов такой толщины
не оказалось. Пришлось использовать то, что было – листы толщиной в 10
миллиметров. Увеличение толщины брони всего на 3 миллиметра, привело к
увеличению массы танка в полтора раз против расчетной – до 60 тонн.
Двигателей нужной мощности, для того чтобы привести такую махину в
движение, в России не выпускалось. Поэтому на «Царь-Танк» установили два
трофейных двигателя «Майбах» мощностью 250 л. с., снятых с германского
цеппелина.
27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые
испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина с легкостью
прошла десяток метров по гати, но мгновенно наглухо застряла на мягком
грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве, а мощности
двигателей не хватало на то, чтобы вызволить громадную машину из плена.
Стало ясно, что диаметр колес направляющей тележки надо увеличить, а
мощность двигателей довести минимум до 300 л. с.
За разработку такого двигателя, получившегося индекс АМБС, взялись
Стечкин и Микулин. Увы, опыта разработки двигателя такой (да и любой
другой) мощности у студентов не было. Их изделие получилось полностью
нежизнеспособным – при первом запуске двигатель проработал не более
полутора минут.
На этом история «Царь-Танка» закончилась. Российскому государству
было уже не до гигантских танков и уж, тем более, не до двигателей к
ним. Монументальное стальное сооружение ржавело в подмосковном лесу до
1923 года, пока его не отправили на переплавку.
Нежизнеспособность этого монстра на поле боя очевидна с первого
взгляда. Боевой дебют танка Лебеденко, вполне возможно, был бы удачным –
за счет психологического эффекта. А потом противник быстро разобрался
бы в том, что достаточно обычного шрапнельного выстрела по ступицам
колеса и стальной монстр превратится в неподвижную мишень. Да и
крупносерийный выпуск таких танков в царской России может представить
себе человек с очень богатым воображением.
Но, нет худа без добра – двигатель для «Царь-Танка» стал первым
двигателем работы Александра Микулина, конструктора, создавшего
авиамоторы, на которых летали прославленные Ил-2 – «летающие танки»
Красной Армии.